Тема: Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. 1 класс
Цели.
1. Познакомить учащихся с буквами И, и, обозначающими гласный звук [и]. Учить видеть позиционные изменения согласных звуков: твёрдые мягкие согласные.
2. Развивать фонематический слух, зрительную память, внимание.
3. Воспитывать интерес к чтению, русскому языку.
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний.
1). Чем похожи и чем отличаются пары слов?
Сом сам дом дам том там
2). В чем особенность этой пары слов?
Окуни - окуни
3). Повторение изученного.
- Какой бывает наша речь?
- Что мы произносим, когда говорим?
- Как мы обозначаем звуки на письме?
- На какие две группы делятся все звуки?
- С какими буквами мы познакомились?
Физкультминутка.
III. Работа над темой урока.
1). Знакомство со звуком [и].
- Какой одинаковый звук слышится в словах:
пилот, ива, иглы, аист, ирис?
2). Слого звуковой анализ слова.
И гол ка
- Сколько слогов в слове?
- Какой первый слог? Какой второй? Назовите третий слог.
3). Знакомство с буквами И, и.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
- Сколько здесь дощечек?
- Три!
- А какая буква?
- И!
Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Сверху вниз его тянула
К правой ножке пристегнула.
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
- Скажите, как звучат согласные звуки в слогах:
МИ, ЛИ, ПИ, ТИ, НИ, КИ?
- Какой вывод можно сделать?
Физкультминутка.
4). Игра Кто внимательный?
- Назовите имя девочки.
Имя девочки сложено из последних звуков названий следующих предметов: грабли, шар, астра. (Ира).
- Узнайте звук.
Встаньте, если услышите звук [и] в словах: ель, йод, здравствуйте, ива, индюк, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.
- Где звук?
Определите позицию звука [и] в словах: Лиза, грабли, аист, Инга, кит, Иван, вилка, лоси, иней.
5). Составление рассказа по иллюстрации.
- К какой сказке сделана иллюстрация?
- Проведем анализ предложения:
Иван Царевич ищет невесту.
6). Работа с пословицами.
- Чему учат нас эти пословицы?
- Подчеркните в словах букву И.
Физкультминутка.
7). Чтение стихотворения Ива.
- О каком дереве говорится в стихотворении?
- Где растёт это дерево?
- Подчеркните в словах букву И.
8) Беседа о школе.
- Куда мама собирает сына?
- Как вы думаете, что она ему говорит?
- Какие школьные принадлежности мальчик взял с собой?
- Как нужно обращаться со школьными принадлежностями?
- Отгадайте загадки:
Зря трудился карандаш. (Стёрка.)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш.)
Грамоты не знаем,
А весь век пишем. (Ручка.)
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита. (Книга.)
- В каких ответах встретился звук [и]?
- Определите позицию звука [и].
IV. Закрепление изученного.
- С какой буквой познакомились?
- Какой звук она обозначает?
- А сейчас мы с вами поиграем в игру Доскажите словечко.
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На своё отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная ( ива.)
Не колючий,
Светло синий,
По кустам развешан (иней.)
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко.
А называют кораблик (иголка.)
Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю (игрушки.)
V. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Молодцы! Вы очень хорошо поработали на уроке.
Литература.
1. Русская азбука. Москва Просвещение. 2006 г.
2. Занимательное Азбуковедение. В. В. Волина. Москва Просвещение. 1991 г.