ИСТОРИЯ нашего села

Село Голицино - большое русское село. Примерно лет 200 тому назад из села Бекиндор-Сосновки, которое находилось во владении князя Голицина, жившего в Москве, за разбой были выселены крестьяне в количестве 40 семей. Затем князь Голицин продал селение дворянину Верденскому, жившему тоже в Москве. У Верденского было двое детей, сын Дмитрий и дочь Мария. Верденский начал расширять владения в сторону юга. На новые земли он стал принудительно переселять крестьян Голицино. Так крестьяне, подаренные им сыну Дмитрию, образовали селение, названное его именем – Дмитриевка. Часть крестьян селения Голицино переселил на территорию, где теперь расположена деревня Марьевка. Это было владение его дочери Марии. Переселение повторялось несколько раз. Так Сизов Парамон – прадед Кулькова Николая и Сергея был дважды переселен.

     Селение М-Лазовка было владением Спицина. После отмены крепостного права в России барин дал крестьянам право переселения на свободные земли. Девять семей переселились из Лазовки на территорию деревни Спицино, названной именем барина. Сначала селение называлось Ново-Спасское, позже переименовано в деревню Спицино. Так на бывших пустырях возникли селения. Земли, окружающие эти села, захватили помещики Иванников, Рогов, Ознобищев, Бихтеев, Мурашов и др. Лучшие земли они взяли себе и расположили свои имения. Крестьянам давали землю только на мужчин. Каждый крестьянин обязан был работать на помещика. На работу брали детей, норма выработки их сравнивалась со взрослыми, а зарплата была меньше. Главой села был староста Щербаков Антон Евстегнеевич, затем Назаров Моисей Михайлович. Старосты были неграмотными, грубыми людьми. 

 

Уровень жизни крестьян был гораздо выше, чем в центральных уездах страны. Здесь еще имелись свободные черноземные земли, дававшие хорошие урожаи. Ценой тяжелого труда крестьян были распаханы мощные черноземы. Крестьяне сеяли такие культуры как : рожь, овес, ячмень, гречиху, лен, коноплю, горох, мак, арбузы. Хозяйство было в основном натуральное. Излишки продуктов продавали купцам в г. Козлове. Важную роль в жизни крестьян играло животноводство. Здесь выращивали крупный рогатый скот, овец, свиней. В селе была ветряная мельница (мололи пшеницу, рожь), заведовал ею Топорков Егор, маслобойка (производили маковое, льняное, подсолнечное масло). Из льна делали полотно. Лен жали, сушили, когда высыхал, его отбивали от шкурки, получалось мочало, затем отмачивали, делали нити на прялке. Нити закладывали в ткацкий станок, ткали полотно, потом полотно отбеливали, мочили в воде и стелили на траве для просушки на солнце, повторяли несколько раз, чтобы полотно стало белым. Из полотна шили рубахи, штаны, рубахи вышивали, носили их навыпуск. Лапти плели из лыка, которое брали в Иванниковом саду (сад назывался по имени барина Иванникова). Обрабатывали землю на лошадях, быках, сеяли вручную. Косили крюками, женщины вязали снопы, ребятишки делали копны, чтобы высушить, обмолачивали молотилкой. Тракторная бригада в селе была создана в 30-е годы, первым трактористом был Белов Василий Михайлович.

Но крестьяне жили неодинаково. Ядро села составляли середняки, но были и богатые крестьяне и  беднота. Зажиточным крестьянином был Пронин Александр Васильевич, он занимался пчеловодством.   В селе были развиты народные промыслы. Крестьяне занимались выделкой кож, готовили пеньку, плели лапти. Женщины пряли, ткали, шили, вышивали. Крестьяне плели кошелки, корзины, Пронин Василий Филиппович делал гармошки.

В селе Голицино была большая церковь, рядом с ней находилась церковно-приходская школа. Недалеко была караулка,  где жил сторож. Когда была плохая погода зимой или осенью, то он благовестил в колокол, чтобы путники не заблудились. Церковь была до половины каменная, вторая половина – деревянная. Наверху была колокольня,  состоящая из 8 колоколов: 2 больших и 6 маленьких. Колокола были очень звучные, когда били в колокола – звон стоял по всей округе. Звонили, когда был праздник, когда кто-то умирал, когда венчались. В самой церкви стены были окрашены в желтоватый цвет, было много икон. Некоторые, очень большие, стояли на полу: «Иверская икона Божей Матери», «Тихонская икона Божей Матери». Алтарь был разрисован под золото. Были в церкви  дьякон, батюшка, монашки, певчие, свечной староста,  который продавал свечи. Священников сменилось много: отец Василий, отец Алексей, отец Сергей. Последним был отец Василий с  матушкой. Жили они в большом доме, позднее этот дом (после их смерти) отдали под сельский совет. Рядом находилась часовня, где были похоронены церковнослужители, а дальше располагалось кладбище. Сама церковь была обнесена большим каменным забором, входные ворота  железные, наверху  крест. Приход был очень большой, сюда ходили из близлежащих сел. Венчали и крестили очень часто. В 1934 году церковь сгорела. Пожар был очень сильный. Происходило это зимой. Снег вокруг церкви растаял, образовались большие лужи. Во время пожара иконы из церкви все растащили по домам, где они сейчас, неизвестно. Народу собралось на пожаре  много, но потушить не смогли. Стоял такой стон, что с батюшкой сделался припадок. Было очень жаль людям терять такую красоту.

В 1930 г. в ноябре месяце стали организовываться колхозы. В марте 1931 г. получилось рассловье, часть крестьян не поняли роли и цели колхозов и оттуда ушли. Членами колхоза остались только 25 домов. Для укрепления колхозов были присланы тридцатитысячники. В  колхоз прибыли двое: один стал председателем колхоза – Горячев Фрол Матвеевич, второй - организатором конной станции. В конце 1931 года все крестьяне вошли в колхоз. Лошадей своих, инвентарь крестьяне сдали в колхоз, а государство выделило скот: свиней, овец, коров. Затем колхозники стали организовывать ферму крупно-рогатого скота, для чего сдавали телят. После Горячева председателем был Белов Павел Михайлович, с 1933 года - Прохоров Дмитрий Васильевич, после него Кулситов Павел Тарасович,затем Непримеров Фёдор Никифорович, в 1934 году – Каширов Илья Васильевич, в 1935 г. – Молоканов Александр Андрианович, в 1936 г. – Каширов Максим Петрович, с 1944 г. председателем была Гречишкина, а в 1945 г. – Булыгин И. К., в 1946 г. – Каширова М. П., с 1949 г. – Гвоздев М. К., а потом объединили колхозы в один. До войны в  колхозе было 100 голов крупного рогатого скота, 300 голов овец, 300 голов свиней.

В конце 30-х годов в колхозе был заложен плодовый сад. Агрономом–садоводом работал Панин Егор Иванович. В саду было  много разных сортов яблонь, была большая пасека, которой занимался Рожков Николай Алексеевич.

Партийной организации в колхозе не было, а была только при сельсовете.В 1942 г. в колхозе стала организовываться партийная организация, она состояла из 3 человек, а затем возросла до 15 человек. Первыми коммунистами были Белов Павел Михайлович, Сергеев Дмитрий Васильевич, Дьячков Иван Васильевич, Каширов Дмитрий Петрович, Каширов Максим Петрович.

      В дореволюционном селе большинство крестьян были неграмотными. Самое первое просветительское учреждение было открыто в селе в конце прошлого века.  Школа построена в 1894 году. Раньше она называлась Мало-Шехманское народное училище. Строилась школа на средства московского дворянина Ознобищева Юрия Александровича. Школа находилась в ведении Земского начальника Мацнева, имение которого находилось в селе Мацнево.

    Первым учеником был Бубнов И. В.  1886 года рождения. До 1937 года школа была начальной, с 1937 года по 1960 год – семилетней. В 1961 году школа преобразована в восьмилетнюю. С 1990 года школа называлась неполной средней, с 1995 года - основной общеобразовательной школой, с 2002 – МОУ «Голицинская основная общеобразовательная школа». Общее количество выпускников более 1000.

В селе Голицино была церковно-приходская школа из 2-х классов. В годы войны в школе размещался детский дом. Воспитателем работала Топоркова Клавдия Ивановна. После войны директором школы работал Кукушкин Николай Устинович. Проработал он до пенсии, до 1983 года. В селе Спицино  была школа из 4-х классов, а позже стала  7-летней. Директором школы вначале был Кулешов Серафим Васильевич, а после Рогатина Просковия Васильевна, завучем была Пронина Клавдия Матвеевна. В настоящее время здание школы не сохранилось, на этом месте осталось только дерево, посаженное в те годы. В деревне Новоселки была начальная школа. Стояла она на берегу пруда. Построили ее в 40-х годах прошлого тысячелетия из бревен. Директором школы был Астахов Николай Андреевич, с 1970 года по 1974 год - Пронина Раиса Матвеевна. В 1976 году Новоселовскую школу разобрали на строительство нового ФАПа.

 

 НАЗАД

Используются технологии uCoz