Всякая
благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством.
В.Г. Белинский
I. Пояснительная записка
Программа Я - гражданин России разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г, Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г и предназначена для учащихся 1-9 классов МОУ Голицинская основная общеобразовательная школа. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
III. Цель и задачи Программы
Целью Программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- формировать
осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на
основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции
через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Кадровое обеспечение
группа |
функции |
состав |
Административно-координационная |
Осуществление общего контроля и
руководства. |
Директор школы |
Консультативная, научно-методическая |
Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. |
Заместитель директора по ВР Заместитель директора по УВР |
Педагоги школы |
Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий. |
Педагоги Воспитатели Классные руководители |
Специалисты, сотрудничающие со школой |
Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях школы. |
Методисты НМЦ
|
V. Содержание Программы
Программа включает в себя следующие направления:
1. Связь поколений.
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать
гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и
ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинамиинтернационалистами, конкурсы, праздники, посвященные памятным датам.
2. Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать
правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным
символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Мой край родной.
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать
историю родного края.
2. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
4. Я и семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать
культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале с 1 по 9 классы.
2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
3. Систему тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.
4. Школьное самоуправление.
5. Участие в тематических конкурсах, выставках.
6. Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.
Реализация Программы рассчитана на 5 лет.
VI. Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
3. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию Я гражданин России.
Задачи:
1. Отработать
содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного
воздействия.
2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому
воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного
образования, культуры, спортивными школами города.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех
субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
VII. Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МОУ Голицинская основная общеобразовательная школа, а также тесное сотрудничество с сельской библиотекой, домом культуры, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.
VIII. Оценка эффективности реализации Программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. сформированность гражданских навыков:
- умение
работать и действовать идивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и
любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
IX. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
В школе как в образовательной системе:
1. создание системы гражданско-патриотического воспитания; обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
2. вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе выпускника:
1. в познавательной сфере - развитие творческих способностей;
2. в историко- краеведческой - осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
3. в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
4. знание и соблюдение норм правового государства;
5. в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.