ПРОГРАММА лОДАРЕННЫЕ ДЕТИ╗

I. Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важннейших аспектов деятельности школы.

В дальнейшем будем опираться на следующее определение одаренных детей:

 имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектунальные способности, восприимчивость к учению, творческие вознможности и проявления;

 имеют доминирующую активную познавательную потребность;

 испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развинтия при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в доншкольном и младшем школьном возрасте).

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в опренделенной области науки (подростковый образ).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в ученнии, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встренчаются в старшем школьном возрасте).

II. Принципы педагогической деятельности в работе с одареннынми детьми:

 принцип максимального разнообразия предоставленных возможнонстей для развития личности;

 принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

 принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовантельных услуг, помощи, наставничества.

III. Цели и задачи работы с одаренными детьми

Выявление одаренных детей.

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

        знакомство педагогов с научными данными о психологических осонбенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

        обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование.

        знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогиченского наблюдения, диагностики;

        проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных

        игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

        отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

        предоставление возможности совершенствовать способности в сонвместной деятельности со сверстниками через самостоятельную работу.

          IV. Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.

 Этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитынваются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, финзической и т.д.

Этот этап (1-4-й год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и санмостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и вненурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных обнразовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой принроде деятельности - в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.

Творческие мастерские:

 мастерская художественного слова;

 ремесленная мастерская (прикладное искусство);

 музыкальная мастерская (или музыкальный класс);

V. Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усинление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приноритетных направлений работы ОУ.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

 учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страндать от стресса при работе с людьми более способными и знающинми, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником, должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;

 учитель верит в собственную компетентность и возможность реншать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеченской привлекательности и состоятельности;

 учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоиннства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

 учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию охотно работает над пополнением собственных знаний, готов  учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

 увлечен своим делом;

 способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

 профессионально грамотным;

 интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

 проводником передовых педагогических технологий;

 психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

 знатоком во всех областях человеческой жизни.

VI. Формы работы с одаренными учащимися

 творческие мастерские;

 групповые занятия  с сильными учащимися;

 факультативы;

 кружки по интересам;

 конкурсы;

 интеллектуальный марафон;

 участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам.

НАЗАД

 

Используются технологии uCoz