ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙНУЮ КОМНАТУ

 

    Село Голицино - большое русское село. Примерно лет 200 тому назад из села Бекиндор-Сосновки, которое находилось во владении князя Голицина, жившего в Москве, за разбой были выселены крестьяне в количестве 40 семей. Затем князь Голицин продал селение дворянину Верденскому, жившему тоже в Москве. У Верденского было двое детей, сын Дмитрий и дочь Мария. Верденский начал расширять владения в сторону юга. На новые земли он стал принудительно переселять крестьян Голицино. Так крестьяне, подаренные им сыну Дмитрию, образовали селение, названное его именем – Дмитриевка. Часть крестьян селения Голицино переселил на территорию, где теперь расположена деревня Марьевка. Это было владение его дочери Марии. Переселение повторялось несколько раз. Так Сизов Парамон – прадед Кулькова Николая и Сергея был дважды переселен.

     Селение М-Лазовка было владением Спицина. После отмены крепостного права в России барин дал крестьянам право переселения на свободные земли. Девять семей переселились из Лазовки на территорию деревни Спицино, названной именем барина. Сначала селение называлось Ново-Спасское, позже переименовано в деревню Спицино. Так на бывших пустырях возникли селения. Земли, окружающие эти села, захватили помещики Иванников, Рогов, Ознобищев, Бихтеев, Мурашов и др. Лучшие земли они взяли себе и расположили свои имения. Крестьянам давали землю только на мужчин. Каждый крестьянин обязан был работать на помещика. На работу брали детей, норма выработки их сравнивалась со взрослыми, а зарплата была меньше. Главой села был староста Щербаков Антон Евстегнеевич, затем Назаров Моисей Михайлович. Старосты были неграмотными, грубыми людьми. 

 

Уровень жизни крестьян был гораздо выше, чем в центральных уездах страны. Здесь еще имелись свободные черноземные земли, дававшие хорошие урожаи. Ценой тяжелого труда крестьян были распаханы мощные черноземы. Крестьяне сеяли такие культуры как : рожь, овес, ячмень, гречиху, лен, коноплю, горох, мак, арбузы. Хозяйство было в основном натуральное. Излишки продуктов продавали купцам в г. Козлове. Важную роль в жизни крестьян играло животноводство. Здесь выращивали крупный рогатый скот, овец, свиней. В селе была ветряная мельница (мололи пшеницу, рожь), заведовал ею Топорков Егор, маслобойка (производили маковое, льняное, подсолнечное масло). Из льна делали полотно. Лен жали, сушили, когда высыхал, его отбивали от шкурки, получалось мочало, затем отмачивали, делали нити на прялке. Нити закладывали в ткацкий станок, ткали полотно, потом полотно отбеливали, мочили в воде и стелили на траве для просушки на солнце, повторяли несколько раз, чтобы полотно стало белым. Из полотна шили рубахи, штаны, рубахи вышивали, носили их навыпуск. Лапти плели из лыка, которое брали в Иванниковом саду (сад назывался по имени барина Иванникова). Обрабатывали землю на лошадях, быках, сеяли вручную. Косили крюками, женщины вязали снопы, ребятишки делали копны, чтобы высушить, обмолачивали молотилкой. Тракторная бригада в селе была создана в 30-е годы, первым трактористом был Белов Василий Михайлович.

Но крестьяне жили неодинаково. Ядро села составляли середняки, но были и богатые крестьяне и  беднота. Зажиточным крестьянином был Пронин Александр Васильевич, он занимался пчеловодством. Крестьяне плели кошелки, корзины, Пронин Василий Филиппович делал гармошки.

В селе Голицино была большая церковь, рядом с ней находилась церковно-приходская школа. Недалеко была караулка,  где жил сторож. Когда была плохая погода зимой или осенью, то он благовестил в колокол, чтобы путники не заблудились. Церковь была до половины каменная, вторая половина – деревянная. Наверху была колокольня,  состоящая из 8 колоколов: 2 больших и 6 маленьких. Колокола были очень звучные, когда били в колокола – звон стоял по всей округе. Звонили, когда был праздник, когда кто-то умирал, когда венчались. В самой церкви стены были окрашены в желтоватый цвет, было много икон. Некоторые, очень большие, стояли на полу: «Иверская икона Божей Матери», «Тихонская икона Божей Матери». Алтарь был разрисован под золото. Были в церкви  дьякон, батюшка, монашки, певчие, свечной староста,  который продавал свечи. Священников сменилось много: отец Василий, отец Алексей, отец Сергей. Последним был отец Василий с  матушкой. Жили они в большом доме, позднее этот дом (после их смерти) отдали под сельский совет. Рядом находилась часовня, где были похоронены церковнослужители, а дальше располагалось кладбище. Сама церковь была обнесена большим каменным забором, входные ворота  железные, наверху  крест. Приход был очень большой, сюда ходили из близлежащих сел. Венчали и крестили очень часто. В 1934 году церковь сгорела. Пожар был очень сильный. Происходило это зимой. Снег вокруг церкви растаял, образовались большие лужи. Во время пожара иконы из церкви все растащили по домам, где они сейчас, неизвестно. Народу собралось на пожаре  много, но потушить не смогли. Стоял такой стон, что с батюшкой сделался припадок. Было очень жаль людям терять такую красоту.

В 1930 г. в ноябре месяце стали организовываться колхозы. В марте 1931 г. получилось рассловье, часть крестьян не поняли роли и цели колхозов и оттуда ушли. Членами колхоза остались только 25 домов. Для укрепления колхозов были присланы тридцатитысячники. В  колхоз прибыли двое: один стал председателем колхоза – Горячев Фрол Матвеевич, второй - организатором конной станции. В конце 1931 года все крестьяне вошли в колхоз. Лошадей своих, инвентарь крестьяне сдали в колхоз, а государство выделило скот: свиней, овец, коров. Затем колхозники стали организовывать ферму крупно-рогатого скота, для чего сдавали телят. После Горячева председателем был Белов Павел Михайлович, с 1933 года - Прохоров Дмитрий Васильевич, после него Кулситов Павел Тарасович,затем Непримеров Фёдор Никифорович, в 1934 году – Каширов Илья Васильевич, в 1935 г. – Молоканов Александр Андрианович, в 1936 г. – Каширов Максим Петрович, с 1944 г. председателем была Гречишкина, а в 1945 г. – Булыгин И. К., в 1946 г. – Каширова М. П., с 1949 г. – Гвоздев М. К., а потом объединили колхозы в один. До войны в  колхозе было 100 голов крупного рогатого скота, 300 голов овец, 300 голов свиней.

В конце 30-х годов в колхозе был заложен плодовый сад. Агрономом–садоводом работал Панин Егор Иванович. В саду было  много разных сортов яблонь, была большая пасека, которой занимался Рожков Николай Алексеевич.

Партийной организации в колхозе не было, а была только при сельсовете.В 1942 г. в колхозе стала организовываться партийная организация, она состояла из 3 человек, а затем возросла до 15 человек. Первыми коммунистами были Белов Павел Михайлович, Сергеев Дмитрий Васильевич, Дьячков Иван Васильевич, Каширов Дмитрий Петрович, Каширов Максим Петрович.

 

   

     В дореволюционном селе большинство крестьян были неграмотными. Самое первое просветительское учреждение было открыто в селе в конце прошлого века.  Школа построена в 1894 году. Раньше она называлась Мало-Шехманское народное училище. Строилась школа на средства московского дворянина Ознобищева Юрия Александровича. Школа находилась в ведении Земского начальника Мацнева, имение которого находилось в селе Мацнево.

    Первым учеником был Бубнов И. В.  1886 года рождения. До 1937 года школа была начальной, с 1937 года по 1960 год – семилетней. В 1961 году школа преобразована в восьмилетнюю. С 1990 года школа называлась неполной средней, с 1995 года - основной общеобразовательной школой, с 2002 – МОУ «Голицинская основная общеобразовательная школа». Общее количество выпускников более 1000.

В селе Голицино была церковно-приходская школа из 2-х классов. В годы войны в школе размещался детский дом. Воспитателем работала Топоркова Клавдия Ивановна. После войны директором школы работал Кукушкин Николай Устинович. Проработал он до пенсии, до 1983 года. В селе Спицино  была школа из 4-х классов, а позже стала  7-летней. Директором школы вначале был Кулешов Серафим Васильевич, а после Рогатина Просковия Васильевна, завучем была Пронина Клавдия Матвеевна. В настоящее время здание школы не сохранилось, на этом месте осталось только дерево, посаженное в те годы. В деревне Новоселки была начальная школа. Стояла она на берегу пруда. Построили ее в 40-х годах прошлого тысячелетия из бревен. Директором школы был Астахов Николай Андреевич, с 1970 года по 1974 год - Пронина Раиса Матвеевна. В 1976 году Новоселовскую школу разобрали на строительство нового ФАПа.

УЧИТЕЛЯ

Пузина Александра Ивановна.  10 августа 1947 года переведена из Никольской семилетней школы в Голицинскую семилетнюю учителем начальных классов. С 1952 года работает учителем математики, в 1965 году закончила Тамбовский государственный педагогический институт факультет математики. Работала в школе до 198 года.

Колычева Анна Васильевна. Работала учителем русского языка и литературы в Голицинской школы с 1942 года. За производственную и общественную работу Указом Президиума Верховного Совета награждена медалью «За доблестный труд в дни Отечественной войны», в 1949 году медалью «За трудовое отличие». Работала в школе до 198 года.

Мартемьянова Любовь Ивановна.  Работала учителем русского языка и литературы в школе с1977 года по 197 год.

Трунина Мария Терентьевна. Работала учителем начальных классов с 19   года по 198 год.

Зотова Лидия Григорьевна.  Работала учителем с 19 года по 19 год.

Трунина Надежда Алексеевна. Работала в Голицинской восьмилетней школе с 1979 года по 199 год учителем биологии, затем начальных классов.

Зайцева Раиса Назаровна. Работала в Голицинской восьмилетней школе с 1983 года по 2000 год учителем биологии, географии, химии.

Морозова Елена Александровна. Работала учителем начальных классов с 1999  года по 2002 год.

Гулунова Вера Геннадьевна. . Работала в Голицинской восьмилетней школе с 2000 года по 2002 год учителем химии.

Попова Надежда Викторовна.  Работала учителем русского языка и литературы в школе с1981 года по 199 год.

Мельникова Татьяна Митрофановна. Работала учителем немецкого языка с 1984 по 1986 год.

Сидоров Сергей Алексеевич. Работал учителем биологии и химии с 2002 по 2004 год.

Попова Вера Анатольевна. Работала учителем русского языка и немецкого языка с 2002 по 2005 год.

 

Счёты – простое приспособление для подсчета – четырехугольная рама с поперечными прутками, на которых нанизаны подвижные кругляшки.

Кинопережвижка – передвижное устройство для показа кинофильмов.

Диапозитивы – фотографический снимок на прозрачном материале, предназначенный для демонстрации на экране с помощью проекционного фонаря.

Диафильм – фильм, составленный из диапозитивов.

Авторучка – ручка для письма, в которой чернила из внутреннего резервуара автоматически попадают к перу.

Ручка – письменная принадлежность – держатель для пера в виде палочки, стерженька.

Печатная машинка – механический прибор, служащий для печатания.

 

   В селе были развиты народные промыслы. Крестьяне занимались выделкой кож, готовили пеньку, плели лапти. Женщины пряли, ткали, шили, вышивали.

Икона – у верующих: предмет поклонения – живописное изображение бога, святого или святых, образ.

Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. Она состояла из вертикального стояка (ножки) с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сидения для пряхи.

Веретено – приспособление для прядения (ручного) – стержень для навивания нити.

Пяльцы – рама для натягивания ткани, на которой вышивают.

Ковёр – изделие из тяжелой ворсистой узорчатой ткани, употребляемый для покрытия пола, украшения стен.

Лоскутное одеяло – постельная пренадлежность, сшитое из лоскутков ткани и просеганное.

Люлька – детская колыбель.

 

Народное жилище

     В 19- начале 20 вв. основным строительным материалом было дерево. Господствовала срубная техника. Избы, клети, горницы, конюшни, амбары, бани рубились из круглых, очищенных от коры, но не отесанных бревен, соединявшихся в венцы на углах сруба с выпуском концов «в угол», «в чашку». Рубка бревен без остатка («в лапу») применялась с конца 19в. Для утепления между бревнами закладывали мох или паклю. Срубные дома не имели сплошного фундамента. Преобладали низкие избы с деревянным или земляным полом, залитым глиной. Двухскатные крыши чаще крыли тесом, дранью, щепой, четырехскатные – соломой. В фасадной стене – 3-5 окон.

     С конца  19 века крестьяне стали строить кирпичные избы, что указывало на их зажиточность. Большие дома возводили местные богачи. В 18 – начале 20 вв. бытовали двухкамерные дома с типичной планировкой. Двухкамерный дом состоял из отапливаемой «избы» и холодных сеней. Дом стоял вдоль улицы, в сенях были выходы и на улицу и во двор. В начале 20 в., с развитием товарно- денежных отношений  и отходничества, расширилось строительство домов- пятистенков. Они состоят из смежных  жилых помещений-«горницы» и «кухни», к которой пристроены сени.

     План избы: устье печи, расположенной в дальнем от входа углу, повернуто к входу, «передний угол»,  всегда по диагонали от печи, находится рядом с входной дверью. 

     В 19 в. каждое место в избе имело свое назначение для рационального использования ее пл.( 20- 30 кв. м). Почетным считался « передний» ( «святой») угол. Здесь висели иконы, стоял обеденный стол, от двери до передней стены тянулась лавка-шкафчик  («коник»), куда убирали  съестные припасы. Здесь справлялись трапезы, отмечались важнейшие события. В печи готовили пищу, на полках - кухонная  утварь. Дальше  от  входа, между боковой  стенкой  печи  и  фасадной стеной  избы, расположен  настил  для  спанья  ( « примост», « пол» ), над ним – полати. Лавку вдоль фасадной стены называли «передней», выше ее была полка (« полавочник »), на нее клали мелкие бытовые предметы . Ближе к фасадной стене возле окон ставили ткацкий стан, а на лавке  вдоль нее женщины ткали, пряли, шили. Часть избы занимала глинобитная духовая «русская» печь. С появлением пятистенных домов нарушалась традиционная планировка избы. Однако в кухне, часто называемой «прихожей», русская печь нередко поставлена по традиционному плану: в дальнем углу, устьем ко входу. В наши дни в сельских домах по традиции вышитыми и тюлевыми занавесками выделяется передний угол, где висят иконы и семейные портреты. Во многих домах сохраняется русская печь, в сенях ставят плиту, работающую на газовых баллонах.

     Переднюю часть сельской усадьбы составляет двор, преобладал так называемый «открытий» двор. Рядом с домом, выходящим фасадом на улицу, были ворота, по другую сторону шли сараи. Ближе к дому находились сараи и навесы для сельскохозяйственных орудий, повозок, топлива и пр., в глубине двора - хлевы («варки», «катухи») и загоны для скота. Амбары, кладовые, погреба нередко ставили на улице, напротив окон. У состоятельных крестьян в семьях, где было много скота, сараи с домом  составляли замкнутый четырехугольник. Бытовал «крытый двор»,  примыкавший к дому сзади или сбоку, где под одной крышей размещалось большинство хозяйственных построек. В дальнем конце усадьбы, за огородом, находилось гумно  с открытым током для молотьбы хлеба; здесь же строили ригу для необмолоченного зерна, «половню» для мякины и овин для просушки зерна. Коллективизация сельского хозяйства и  государственная политика на сокращение личного хозяйства привели к уменьшению площадей застройки. Но и теперь в усадьбе выделяются двор с жилым домом и хозяйственными постройками, сад и огород. С 1920-х происходит нивелировка локальных черт жилища, однако и при современном строительстве сохраняются наиболее устойчивые и рациональные традиции прошлого.

 

Безмен – ручные рычажные весы.

Утюг – нагревающийся изнутри горячими углями металлический прибор для глаженья одежды, тканей.

Серп – ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.

Грабли – сельскохозяйственное орудие в виде колодки с зубьями, насаженной на длинную рукоятку, для сгребания сена.

Кошёлка – небольшая корзина.

Коромысло - приспособление для переноса вёдер, бадеек, корзин. Изготавливалось из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью, упругостью. В быту русского народа были известны коромысла разной формы. Наиболее широко были распространены гнутые коромысла. Их выгибали из распаренной древесины, придавая форму дуги. Коромысло такого типа удобно располагалось на плечах женщины, придерживавшей его руками. Вёдра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные выемки, почти не качались при ходьбе.

 

Традиционная пища 

 

Традиционная пища  обычно готовилась в русской печи, с использованием всего ее внутреннего пространства: для быстрого приготовления  - загнетка в передней части, для длительного тушения – дальняя часть, где тепло сохраняется дольше, копчение – в верхней части и дымоходе. Приготовление пищи всегда входило в обязанности хозяйки дома. В рационе преобладали продукты растительного происхождения. Основу питания составляли блюда из зерновых культур, прежде всего из муки. Хлеб пекли дома из кислого теста, используя только ржаную муку. В неурожайные годы подмешивали сухие толченые травы: лебеду, хвощ и др. Пшеничную муку сельские жители покупали лишь к праздникам – на куличи, калачи, церковные просфоры. Пироги были обязательны на всех праздниках. Пирожки с начинкой из овощей, ягод, грибов, творога, мяса или рыбы выпекали на поду русской печи (подовые) или жарили на сковороде в масле (пряженые). Пироги и пирожки могли заменять хлеб на праздничном столе. Блины - блюдо обрядового  и праздничного стола – готовили из кислого теста, используя муку разных сортов, для их выпечки также использовали пшенный кулеш и манную кашу. Из пресного теста жарят блинцы, которые имеют местные названия. Широко распространено было «тесто» ( также « кулага») – пропаренное в печи ржаное тесто, иногда с добавлением ягод. Напитки готовили из мучных и хлебных продуктов. Доныне сохранилось несколько способов  приготовления белого кваса из ржаного заварного теста. Для брожения используют остатки теста от выпечки, гущу от кваса или дрожжи. Для аромата добавляют мяту и другие травы, для вкуса – сахар или мед. Заквашенную заготовку разводят водой, повторяя эту процедуру, пока квас сохраняет свой вкус. Ржаные сухари – «квасники» - служат основой для хлебного кваса. Квасную гущу и хлебную закваску употребляют также для получения кваса из сока пареных овощей, главным образом сахарной свеклы. В прошлом заквашивали березовый сок, но чаще его пили свежим. В старину любимым напитком был забродивший мед, его заквашивали ржаным хлебом или хмелем, для аромата и вкуса добавляли ягоды, пряности. На ярмарках продавали горячий медовый напиток – сбитень, в 18 – 19 вв. вытесненный чаем. Из крупяных блюд преобладала пшенная каша, варили кулеш и сливную кашу, которая по густоте походила на суп. Овощи занимали 2-е место по значимости после злаков, но их набор был беден. Внедрение разнообразных овощных культур (зелень, огурцы, помидоры) началось со 2-й половины 20 в. Осенью в больших колвах заквашивали капусту, главным образом для приготовления щей. В свежем виде ее употребляли мало. К концу 19 в. основной овощной культурой стал картофель. Его отваривали неочищенным в воде (в «шинелях»), затем очищали, разминали и получали кисель. Вареный очищенный и растолченный картофель называли тушенкой или мякушкой, чаще - пюре. Рыба широко использовалась в народной кулинарии. Для долгого хранения ее засаливали или провяливали, более всего запасали леща. Растительное масло служило приправой к постной пище. На местных заводах вырабатывали конопляное, а с начале 20 в. – подсолнечное масло. Из семени конопли отжимали маслянистую эмульсию – молочко, которое ели с хлебом, поливали им каши, блины. Из отходов масличного производства (жмыха) пекли колобки, в голодные годы – даже хлеб. Мясопродукты были праздничной пищей. Мясо обычно варили или тушили. Отварное мясо подавали мелко нарезанным в щах и похлебках. Чаще всего готовили свинину, баранину, курятину. Говядину употребляли только зажиточные хозяева. При забое скота было принято приглашать гостей на печенку. Уже после  Великой Отечественной войны мясо стало повседневной пищей, его стали солить и коптить.

   Повседневный стол в 19 в. составляли щи и каша. В пост ели щи из серой капусты (верхних листьев). При подаче на стол кидали в них ложку тертого хрена, иногда подливали конопляного масла, крошили сырую луковицу. В скоромные дни ели щи с салом. Праздничный стол был разнообразнее. В постные дни при гостях подавали квас с капустой, редькой, огурцами, а также вареный горох, картофель. В скоромные дни ели щи с мясом, а чаще с забелкой молоком, блины. Гостям подавали холодец в квасе с луком или хреном, забеленной сметаной, жарили поросенка или рыбу. Горячительные  напитки подавались только по большим праздникам. Обрядовая трапеза выделялась наличием блюд-символов. На Рождество и Новый год исстари стремились накрыть богатый стол, что, по народным поверьям, должно было обеспечить изобилие на весь год . Хозяйки подавали в эти праздники свиной окорок или жареного гуся. Масленица славилась разгулом и пиршествами. Главное обрядовое блюдо - блины. На Пасху пекли пышные сдобные куличи, делали сладкую, жирную сырную пасху и варили яйца. В обрядовой весенне-летней пище широко использовались яйца – символ плодородия. Обрядовую пищу готовили и на семейные праздники. После крещения младенца родители угощали родственников и крестных блинами, вином, пивом, родственники приносили пироги, хлеб. Свадьба выделялась обилием выпивки. Обрядовое блюдо - хлеб, его подают на разных этапах торжества как символ благополучия и богатства. Свадебный стол всегда был скромным и изобиловал мясными блюдами. Ритуальными блюдами похоронно- поминальной обрядности являлись кутья (обычно рис с изюмом), кислые блины, белый квас, в него иногда добавляли вареный горох, кисель.  

  

Ухват – надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, чугунов, которые ставятся в русскую печь.

 

Чугун (чугунок) – сосуд округлой формы, металлический горшок.

 

Таган – железный обруч на ножках, служащий подставкой для котла, чугуна и т.п. при приготовлении пищи на огне.

 

Вьюшка - задвижка в печной трубе для прекращения тяги воздуха.

 

Кринка – глиняный удлиненный горшок для молока.

 

Кувшин – высокий округлый сосуд с ручкой.

 

Ложка – приспособление для зачерпывания жидкой, рассыпчатой пищи.

 

Керосинка – керосиновый прибор с фитилями, служащий для приготовления пищи.

 

Примус – прибор для нагревания и приготовления пищи, с насосом, подающим горючее (керосин) в горелку.

 

Самовар – металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями.

 

Народная одежда.

 

Основу старинного женского костюма составляла рубаха с длинными рукавами из домотканого холста – льняного или конопляного. Она служила нательной и одновременно выходной одеждой, распространен был покрой с так называемым косыми поликами  (вставки в форме трапеции размером 60х 33х 26 см  на плечах), глубоко вклинивавшимися  острыми  углами  в стан  на  груди и спине. Ворот – круглый, присборенный на  обшивку. Праздничные рубахи украшались вышивкой, узорным браным тканьем, аппликациями, в основном красного цвета. Основной поясной женской одеждой, надеваемой поверх рубахи, была понева. В конце 19 – начале 20 вв. женщины вместо поневы носили сарафаны из домотканой шерсти, сукна, фабричных тканей. Во второй половине 19 – начале 20вв. носили юбки. Их шили из домотканого холста и шерсти, фабричных тканей. Обязательная деталь женского костюма – передник; его надевали поверх рубахи (или кофты), с поневой, сарафаном и юбкой. Передник короткий, повязываемый на талии («фартук»), был распространен в 20 в. В конце 19 – начале 20 вв. бытовала приталенная безрукавная одежда («безрукавка»).

Разнообразны были старинные женские головные уборы. С поневой обычно носили сложный головной убор. «Кичка» с твердой основой надевалась прямо на волосы; «сорока» покрывала кичку, ее шили из холста или кумача в форме полуовала, трапеции или с рогами, поднятыми вверх, очелье украшали золотым шитьем, блестками, гарусной вышивкой; «позатылень» - длинная полоса ткани, украшенная позументом, бисерными нитями, бахромой, закрывала затылок и спускалась на плечи; «налобник» - полоска ткани, украшенный край ее выпускали на лбу из-под сороки. С конца 19 в. основным головным убором стал платок.

Мужской костюм однообразнее. В 19 – начале 20 вв. носили туникообразные рубахи из домотканого холста с разрезом ворота на левой стороне и домотканые штаны («портки»).  . Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным кушаком. Рубаха всегда украшалась ткаными узорами, которые располагались по краю рукавов и на плечах, у застежки и вокруг ворота, по подолу. Вышивка сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи. Мужская обувь – сапоги или лапти с онучами и оборами. В начале 20 в. появились косоворотки из ситца и сатина, штаны и брюки из фабричных тканей, скроенные по городскому образцу. Старинными головными уборами «грешневик» - валяная цилиндрическая шапка с небольшими полями, шляпа с полями из войлока или соломы, зимние шапки, низкие круглые и высокие из меха и сукна. В 20 в. их вытеснили шапки-ушанки, картуз, кепка.

Самой обычной мужской и женской обувью до начала 20 в. были лапти из липовых и вязовых лык. Кожаная обувь была доступна зажиточным крестьянам. Верхнюю одежду шили из сукна, шерсти, овчин, позднее из фабричных материалов. Из домашнего сукна и шерсти шили «армяк», «зипун», «кафтан», «чекмень», их кроили или зауженными в талии с вышитыми клиньями, или с отрезной спинкой по линии талии и со сборами в нижней части. В 1900-е появились новые виды верхней одежды из фабричных тканей.

 

 

Валенки – зимняя обувь, сапоги, сваленные из шерсти.

 

Полушалок - шаль, платок небольших размеров.

  

(Из автобиографии)

Пронина Анна Алексеевна родилась в 1892 году 3 февраля в семье крестьянина середняка деревни Спицино Голицынского с/с Юрловского района Тамбовской области.

Родители занимались земледелием. С 4-х лет осталась без отца и до 17 лет жила на иждивении матери. В возрасте 18 лет я вышла замуж. Семья, куда я вышла замуж, состояла из 7 человек, где также занимались земледелием, хозяйство было бедняцкое. Прожила я в хозяйстве 14 лет, потом с мужем выделились в самостоятельное хозяйство. В детстве  училась в Голицынской начальной школе, которую окончила полностью. Муж как до, так и после революции занимался земледелием. Хозяйство  было бедняцкое. С 1919г. по 1938г. состояла членом с/совета. С 1919г. по 1929г.  работала беспрерывно членом и председателем комитета бедноты и ККОВ. За хорошую работу в ККОВ  была премирована ценным подарком. С 1929г. состояла членом колхоза. Активно работала по организации и укреплении колхоза. В 1930 г. была послана на совещание в Москву делегаткой по колхозному строительству.

С 1928г. по 1937г. беспрерывно избиралась нарзаседателем народного и сельского суда, где активно работала. С 1932г. по 1934г. работала уполномоченным по заготовкам всех видов и мобилизации средств от Голицинского с/по. За хорошую работу была 3 раза премирована деньгами. С 1934г. с октября месяца по июнь 1935г. работала заведующим СТФ колхоза «Просвещенец». С работы этой была снята по болезни. С 1935г. работала уполномоченным по займу и сельписьменосцем, состояла членом  фининспекции. За хорошее выполнение финплана была премирована Голицынским с/с деньгами, а также премирована Юрловским  райотделом связи за аккуратную доставку корреспонденции и выполнение плана по подписке на печать. В октябре 1933г. была избрана делегаткой районного съезда Советов.

Семья моя состояла из 6 человек. Анна Алексеевна, муж и 4 детей.

 

 

Пронина Раиса Матвеевна по окончании Юрловской средней школы училась в г. Мичуринске. Два года работала учителем начальных классов в школе с. Б-Лазовка, до 1970 года проработала учителем в Таджикистане. В 1970 году приехала с семьей в с. Голицино. До выхода на пенсию в 1974 году работала в школе д. Новоселки.

В семье Выставкиных  могут хорошо играть на различных музыкальных инструментах, любят музыку. В художественной самодеятельности участвовала вся семья, их заслуги были отмечены грамотами, дипломами.

В семье Раисы Матвеевны 7 детей. Продолжила учительскую династию младшая дочь.

 

Выставкина Валентина Владимировна работает в Голицинской школе с 1989 года по настоящее время.

 НАЗАД

 

Используются технологии uCoz