Программа воспитательной системы
лБудущее начинается сегодня╗
Голицинский филиал МОУ "Никифоровская СОШ №2"
1. Основные принципы и функции воспитательного процесса
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Первый принцип - гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.
Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологиченский фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических каннонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.
Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях челонвека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативнонго, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии.
Четвертый принцип - самосоздание личности или отношение личнонсти к самой себе.
Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим условиням: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравстнвенного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурнных и национальных традиций.
Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, котонрые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.
Воспитательная система школы предполагает следующие функции:
╖ развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовынражению, самореализации;
╖ интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
╖ защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ренбенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сонпереживание, взаимопонимание;
╖ корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общенния ребенка с целью предупреждения негативного влияния на форнмирование личности;
╖ компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
╖ управленческую, ориентированную на оптимизацию функциониронвания и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.
Главная идея, которой педагогический коллектив руководствунется в организации жизнедеятельности школьников, - это идея творчества.
Целевая направленность школы - формирование личности, способнной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самонреализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.
Задачи:
╖ Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога.
╖ Создание условий для проявления и раскрытия творческих способнонстей всех участников учебно-воспитательного процесса.
╖ Формирование развивающей нравственно и эмоционально благопринятной внутренней и внешней среды для становления личности как ученика, так и учителя.
╖ Создание ученического самоуправления.
╖ Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвознрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.
2. Содержание воспитательной работы
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
╖ познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознантельность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
╖ художественная деятельность, развивающая эстетическое миронощущение, потребность в прекрасном, способность к художественнному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
╖ спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизнни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
╖ трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;
╖ ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на ранциональное осмысление общечеловеческих и социальных ценнонстей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
╖ общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
╖ свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.
1-й этап - подготовительный (2005/06 учебный год)
Аналитико-диагностическая деятельность.
Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и спонсобов воспитания с учетом личностно значимой модели образования.
Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагонгического опыта.
Определение стратегии и тактики деятельности.
2-й этап - практический (2006-2009 гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьнников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделиронванию и построению воспитательных систем классов.
Моделирование системы ученического самоуправления.
3-й этап - обобщающий (2009-2010 гг.)
Обработка и интерпретация данных за 5 лет.
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
3. Методическое
сопровождение воспитательной системы
1. Работа с педагогическими кадрами.
Цель:
обеспечение современного качества компетентности классных руководителей.
Задачи:
1. Создание условий для эффективной работы МО классных руководителей.
2. Повышение компетентности классных руководителей через организацию и
проведение педагогических советов, дискуссий, семинаров по проблемам воспитания
в рамках школьных МО и работы ИМЦ УО.
3. Оказание методической помощи классным руководителям в решении воспитательных
задач не только зам. директора по ВР, но и ИМЦ УО.
Содержание: семинары, методические объединения, дискуссии, лкруглые
столы╗, деловые и ролевые игры, тренинги, лмозговой штурм╗, открытые
воспитательные мероприятия, оперативные совещания, самоанализ, самоотчеты.
Результат: удовлетворенность классных руководителей занятиями и
практическое использование обсуждаемых материалов в работе с учащимися класса;
гласность, ритмичность в работе, коррекция и устранение недостатков;
скоординированность и согласованность в действиях.
2. Взаимодействие классных руководителей с администрацией школы и предметными МО.
Цель:
достижение совместности и согласованности в планировании и осуществлении работы
школьных МО.
Содержание: технологии реализации воспитательных функций урока,
планирование внеурочных познавательных видов деятельности с учащимися.
Виды взаимодействия: заседание предметных МО, педагогические советы,
педагогические чтения, методические разработки, планирование.
Результат: ритмичность в работе, совместная коррекция и устранение
недостатков, скоординированность и согласованность в действиях на основе единого
планирования. В школе складываются определенные воспитательные традиции,
развивается гуманистический дух взаимоотношений, ощущается единство
воспитательных взаимодействий педагогов на основе педагогической этики.
3. Социальное сопровождение воспитательной системы
Цель:
формирование у учащихся отрицательного отношения к нарушению норм общественного
поведения.
Задачи:
1. Повышение уровня правовой культуры учащихся.
2. Предупреждение ранней дезадаптации детей начальных классов.
3. Профилактическая работа с учащимися и родителями по предупреждению
правонарушений.
4. Оказание адресной помощи.
Содержание: выявление и коррекция уровня правовой культуры
учащихся, работа с родителями, профилактические беседы, родительские лектории,
оказание помощи учащимся и родителям в личностно-кризисных ситуациях.
Виды взаимодействия: беседы, тренинги, анкетирование.
Результат: сокращение пространства девиантного поведения учащихся.
4. Интеграция основного и дополнительного образования.
Цель:
создание условий для интеграции основного и дополнительного образования,
направленной на всестороннее развитие личности учащегося.
Задачи:
1. Создание условий для реализации организованного детского досуга.
2. Обеспечение творческого развития учащихся во внеурочной и внешкольной
деятельности.
Содержание: Координация планов воспитательной работы классных
руководителей с планами уроков учителей-предметников. Обновление содержания
образовательных программ дополнительного образования.
Виды взаимодействия: интегрированные и бинарные уроки, совместные
экскурсии, походы, тематические классные часы и другие классные и внеклассные
воспитательные мероприятия.
Результат: разработка и реализация дополнительных и
культурно-досуговых программ.
5. Мониторинг воспитательной системы
Цель:
выявление
качества воспитательной системы.
Задачи:
1. Определение уровня воспитанности учащихся.
2. Выявление достоинств и недостатков в педагогической компетентности педагогов.
3. Определение степени удовлетворения социального заказа.
Содержание: осуществление диагностики развития личности школьников,
развития ученического и школьного коллективов, практическая апробация параметров
и критериев оценки классных руководителей, анализ развития воспитательной
системы.
Виды взаимодействия: совместные исследования зам. директора по ВР,
классных руководителей. Представление результатов мониторинга на МО классных
руководителей, педсоветах.