Программа воспитательной системы

лБудущее начинается сегодня╗

Голицинский филиал МОУ "Никифоровская СОШ №2"

 

1. Основные принципы и функции воспитательного процесса

Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Первый принцип - гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные  таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.

Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологиченский фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических каннонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.

Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях челонвека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативнонго, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии.

Четвертый принцип - самосоздание личности или отношение личнонсти к самой себе.

Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим условиням: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравстнвенного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурнных и национальных традиций.

    Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, котонрые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.

Воспитательная система школы предполагает следующие функции:

          развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовынражению, самореализации;

          интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

          защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ренбенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сонпереживание, взаимопонимание;

          корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общенния ребенка с целью предупреждения негативного влияния на форнмирование личности;

          компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;

          управленческую, ориентированную на оптимизацию функциониронвания и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.

Главная идея, которой педагогический коллектив руководствунется в организации жизнедеятельности школьников, - это идея творчества.

Целевая направленность школы - формирование личности, способнной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самонреализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.

 

 

Задачи:

        Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога.

        Создание условий для проявления и раскрытия творческих способнонстей всех участников учебно-воспитательного процесса.

        Формирование развивающей нравственно и эмоционально благопринятной внутренней и внешней среды для становления личности как ученика, так и учителя.

        Создание ученического самоуправления.

        Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвознрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

 

2. Содержание воспитательной работы

В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:

               познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознантельность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;

               художественная деятельность, развивающая эстетическое миронощущение, потребность в прекрасном, способность к художественнному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;

               спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизнни, красоте физической и высокой гигиене жизни;

               трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;

               ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на ранциональное осмысление общечеловеческих и социальных ценнонстей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;

               общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;

               свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1-й этап - подготовительный (2005/06 учебный год)

Аналитико-диагностическая деятельность.

Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и спонсобов воспитания с учетом личностно значимой модели образования.

Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагонгического опыта.

Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап - практический (2006-2009 гг.)

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьнников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделиронванию и построению воспитательных систем классов.

Моделирование системы ученического самоуправления.

3-й этап - обобщающий (2009-2010 гг.)

Обработка и интерпретация данных за 5 лет.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.

 

3. Методическое сопровождение воспитательной системы
1. Работа с педагогическими кадрами.
Цель
: обеспечение современного качества компетентности классных руководителей.
Задачи:
1. Создание условий для эффективной работы МО классных руководителей.
2. Повышение компетентности классных руководителей через организацию и проведение педагогических советов, дискуссий, семинаров по проблемам воспитания в рамках школьных МО и работы ИМЦ УО.
3. Оказание методической помощи классным руководителям в решении воспитательных задач не только зам. директора по ВР, но и ИМЦ УО.
Содержание: семинары, методические объединения, дискуссии, лкруглые столы╗, деловые и ролевые игры, тренинги, лмозговой штурм╗, открытые воспитательные мероприятия, оперативные совещания, самоанализ, самоотчеты.
Результат: удовлетворенность классных руководителей занятиями и практическое использование обсуждаемых материалов в работе с учащимися класса; гласность, ритмичность в работе, коррекция и устранение недостатков; скоординированность и согласованность в действиях.

 

2. Взаимодействие классных руководителей с администрацией школы и предметными МО.

Цель: достижение совместности и согласованности в планировании и осуществлении работы школьных МО.
Содержание: технологии реализации воспитательных функций урока, планирование внеурочных познавательных видов деятельности с учащимися.
Виды взаимодействия: заседание предметных МО, педагогические советы, педагогические чтения, методические разработки, планирование.
Результат: ритмичность в работе, совместная коррекция и устранение недостатков, скоординированность и согласованность в действиях на основе единого планирования. В школе складываются определенные воспитательные традиции, развивается гуманистический дух взаимоотношений, ощущается единство воспитательных взаимодействий педагогов на основе педагогической этики.

 

3. Социальное сопровождение воспитательной системы

Цель: формирование у учащихся отрицательного отношения к нарушению норм общественного поведения.
Задачи:
1. Повышение уровня правовой культуры учащихся.
2. Предупреждение ранней дезадаптации детей начальных классов.
3. Профилактическая работа с учащимися и родителями по предупреждению правонарушений.
4. Оказание адресной помощи.
Содержание: выявление и коррекция уровня правовой культуры учащихся, работа с родителями, профилактические беседы, родительские лектории, оказание помощи учащимся и родителям в личностно-кризисных ситуациях.
Виды взаимодействия: беседы, тренинги, анкетирование.
Результат: сокращение пространства девиантного поведения учащихся.

 

4. Интеграция основного и дополнительного образования.

Цель: создание условий для интеграции основного и дополнительного образования, направленной на всестороннее развитие личности учащегося.
Задачи:
1. Создание условий для реализации организованного детского досуга.
2. Обеспечение творческого развития учащихся во внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание: Координация планов воспитательной работы классных руководителей с планами уроков учителей-предметников. Обновление содержания образовательных программ дополнительного образования.
Виды взаимодействия: интегрированные и бинарные уроки, совместные экскурсии, походы, тематические классные часы и другие классные и внеклассные воспитательные мероприятия.
Результат: разработка и реализация дополнительных и культурно-досуговых программ.

 

5. Мониторинг воспитательной системы

Цель: выявление качества воспитательной системы.
Задачи:
1. Определение уровня воспитанности учащихся.
2. Выявление достоинств и недостатков в педагогической компетентности педагогов.
3. Определение степени удовлетворения социального заказа.
Содержание: осуществление диагностики развития личности школьников, развития ученического и школьного коллективов, практическая апробация параметров и критериев оценки классных руководителей, анализ развития воспитательной системы.
Виды взаимодействия: совместные исследования зам. директора по ВР, классных руководителей. Представление результатов мониторинга на МО классных руководителей, педсоветах.

 

 

назад 

Используются технологии uCoz