Урок – путешествие  по сказке  В. Берестова

«Как  найти  дорожку».

 

 Русский  язык     3  класс

 

 

Тема:  «Правописание окончаний имен существительных  1-го и  3-го склонения в родительном и дательном падежах».

Цели:

1. Формировать умение распознавать родительный и дательный падежи существительных 1-го и 3-го склонения, правильно писать окончания в данных падежах.

2. Развивать творческую мыслительную деятельность, внимание, кругозор учащихся.

3. Воспитывать любовь к природе, к животным.

I. Организационный момент.

II. Работа над темой урока.

- Ребята пошли в гости к дедушке-леснику. Пошли, да и заблудились.                                                              

Поможем им найти дорожку.

 

1. Минутка чистописания.

Угадайте, куда мы отправляемся вместе с ребятами из сказки.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.         (Лес.)

 

- Напишите букву л.

Л л  Лл   ле   ля   лу   ол   ал   ул   ел   для   оло  

 

- Подберите однокоренные слова к слову  лес. 

Лес,  лесок,  лесник,  лесная.

 

- Какое слово можно написать без проверки?  Почему?  Какие слова нужно проверять? Почему?  Разберите эти слова по составу.

- Составьте предложение со словом  лес.

 

2. Самостоятельная работа.

     Работа по карточкам.

- Вставьте безударную гласную. Устно подберите проверочное слово.

I  вариант

Нар…дила, пл…сать, т…нуть, св…ча, п…ла, м…ряки, гр…зовая, скр…пит, р…чной, с…сна, пл…ды.

 

II  вариант

См…нили, прив…зать, пр…мой, сн…га, л…сток, п…стух, п…ля, …кно, д…жди.

Физкультминутка.

 

- Идут ребята по тропинке. Вдруг навстречу им выбегает зверёк.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?      (Белка.)

 

- Маленькая белочка прыгает с дерева на дерево, готовится к зиме. В дупле она устроила кладовую. Угадайте, что она заготавливала?

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.           (Грибы.)

 

- Ребята, давайте поможем белочке собрать грибы.

 

3. Упражнение в определении склонения имен существительных.

Игра  «Сорви гриб».

- Как надо правильно собирать грибы?

(Распознать гриб, выполнить задание, записанное на обратной стороне.)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осинок.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я … (подосиновик.)

Задание: выпишите из загадки о белке имена существительные. Запишите их в начальной форме, определите склонение.

(Ёлка, зима, дуб, дупло, орех, гриб.)

- Какие имена существительные относятся к 1-му склонению? Ко 2- му склонению? К 3-му склонению?

 

Вдоль лесных дорожек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных,

Собирай, не мешкай –

Это…         (сыроежки.)

Задание: просклоняйте слово сыроежка.

 

На нем бурый колпачок,

Колпачок набочок.

Кто в лесу бывает –

Тот его и знает.   (боровик.)

Задание: составить сообщение о родительном и дательном падежах по плану:

1. На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже, в дательном падеже?

2. С какими предлогами употребляются в предложении?

3. Каким членом предложения являются имена существительные в родительном падеже, в дательном падеже?

Физкультминутка.

 

- Молодцы, ребята, помогли заготовить белочке грибы.  А теперь попросим её помочь нам.

Белка, белка, расскажи,

Белка, белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

 

- Очень просто,  - отвечает белка.

- Прыгайте с этой ёлки на ту, с той – на берёзку. С берёзки – на большой дуб. С верхушки видна крыша. Это и есть сторожка.

 

- Спасибо, белка. Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы у кого-нибудь ещё спросим

 

4. Упражнение в правописании окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения в родительном и дательном падежах.

 

 -Ребята пошли по дорожке и увидели…

Через поле напрямик

Скачет белый воротник.          (Заяц.)

- Куда же так торопится заяц? Что он ищет?

Стоит матрёшка

На одной ножке,

Запутана, закутана.    (Капуста.)

 

- Ребята, давайте поможем зайчику собрать капусту.

(Ученики берут рисунок, на котором изображен кочан капусты  и выполняют задание, написанное на ней.)

Задание 1.

- Поставьте данные имена существительные в родительном и дательном падежах. Выделите окончания.

 

Падежи

Вопросы

1 склонение

2 склонение

И. п.

Что?

Зима      земля

ель

Р. п.

Чего?

 

 

Д. п.

Чему?

 

 

 

Задание 2. Самостоятельная работа.

- Допишите окончания имён существительных. Что надо сделать, чтобы правильно написать окончание существительного?

 

Идёт по тропинк … (указать падеж и склонение)

Пришел к дедушк …

Стоит около дорог …

Подошли к ел …

Бежит по дорог …

Видна с верхушк …

Сидел возле ел …

 

Зайчик был очень рад, что не остался голодным и пустился в пляс.

Физкультминутка.

 

Зайка, зайка, расскажи,

Зайка, зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

 

- В сторожку? Нет ничего проще!  Сначала будет пахнуть грибами, потом капустой. Потом запахнет лисьей норой.  Обскочите этот запах справа или слева. А потом запахнет домом. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

 

- Спасибо, зайка! Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё у кого-нибудь спросить.

 

Видят дети, летит …

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.    (Пчела.)

 

Пчёлка, пчёлка, расскажи,

Пчёлка, пчёлка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку.

 

- Покажу, говорит пчела. Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они – туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим.

(Ребята пошли туда, куда летели пчёлы.)

 

- Пока дети идут, мы поработаем, как пчёлки.

Задание.   Напишите ответы на вопросы.   Данные в скобках поставьте в нужном падеже.  Определите склонение и падеж.  Выделите окончание.

 

1. К кому шли дети?   (Дедушка.)

2. Для кого они собирали грибы?  (Белка.)

3. Около чего отдыхали дети?   (Ель.)

Ребята шли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку.  Вот была радость. А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

 

III.  Итог урока.

Ребята берут рисунки с изображением чайных чашек.

На обратной стороне вопросы.

1. Как различить родительный и дательный падежи имён существительных?

2. Какие окончания пишутся у существительных 1 и 2 склонения в родительном и дательном падежах?

3. Что надо сделать, чтобы правильно написать окончания существительных?

 

Литература.

1. В. Берестов. «Как найти дорожку.»  Москва. Издательство «Детская

литература».   2001 г.

2. Е. К. Балашова. «Сборник диктантов». Саратов. Издательство «Лицей». 1999 г.

3. В. П. Канакина. «Дидактический материал по русскому языку». Москва «Просвещение». 1992 год.

НАЗАД

Используются технологии uCoz