Тема: Закрепление письменных
приемов умножения.
Повторение пройденного.
Цели.
1. Закреплять изученные приёмы письменного умножения на однозначное число. Отрабатывать навыки табличного и внетабличного умножения и деления. Учить анализировать задачи и самостоятельно решать их.
2. Развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память. Способствовать развитию интереса учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, патриотизма.
Оборудование: карты путешествия, портрет Ю. А. Гагарина, сигнальные книжки, изображение планеты с цветами, планеты Туманности, космических пиратов межпланетной станции, перфокарты, таблицы с числами.
I. Организационный момент.
- Посмотрите, как красиво и необычно убран наш класс.
(Класс украшен ракетами, звёздами, небесными планетами, рисунками на тему Космическое неизвестное.)
- Вы хотели бы попасть в космос и совершить путешествие в космическое пространство? Какое у вас настроение?
(Ученики показывают карточки с изображением солнышка.)
- Отгадав загадку, вы узнаете, на чём мы полетим.
Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звёзд. (Ученики показывают ракету.)
- Что нужно для путешествия в космос? Да, для этого нужна сила, выдержка и хорошее знание математики.
II. Формулировка целей урока.
- Для путешествия в космос надо не только быть сильным и выдержанным, хотя это очень важно, надо быть готовым прийти на помощь другу. Но не забывайте, что тема нашего урока Закрепление письменных приёмов умножения и повторение пройденного. Мы будем закреплять табличные и внетабличные случаи умножения и деления, приёмы письменного умножения на однозначное число и решать задачи.
III. Сообщение исторических сведений.
- Каждый космонавт должен знать историю космоса. Кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю? Когда это было? Сколько лет прошло с тех пор? Как узнали?
2007 - 1961 = 46 лет.
- Не забывайте, ребята, что день рождения Ю. А. Гагарина 9 марта 1934 года. Сколько лет исполнилось бы ему?
Физкультминутка.
IV. Активизация знаний учащихся.
- Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
1. Математический диктант.
- Космонавт должен уметь прыгать с парашюта.
- Кто из вас быстро и правильно решит примеры?
2х40 20х3 30х3
50х2 100:2 100:50
90:9 6х8 8х7
2. Круговые примеры.
- Следующее испытание центрифуга. Будущие космонавты должны научиться выносить перегрузки на пределе человеческих возможностей. Решите круговые примеры.
16х5 70:2 200-130
400:2 80х5 35:35 1х16
V. Работа над темой урока.
1. Решение задачи с объяснением.
Итак! Внимание! Взлёт!
И наша ракета помчалась вперёд.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.
- Космос это фантастика, неразгаданные тайны. В иллюминаторы нашего корабля видна планета. Эта планета Туманности. Её жители не могут справиться с задачей. Давайте поможем жителям этой планеты.
У Алёши 3 альбома с марками на тему Космос. В двух альбомах у него по 40 марок. Сколько всего марок у Алёши? (Эта задача с недостающими данными.)
- Вот, оказывается, почему планета покрылась туманом.
- Что известно в задаче?
- Что неизвестно?
- Какие данные скрыл туман? (Количество марок в третьем альбоме.)
- Подберите свои числа. Запишем кратко условие.
1 и 2 альбом по 40 марок
3 альбом 35 марок
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
- Почему? (Не знаем, сколько марок в двух альбомах.)
- Как это узнать?
- А когда узнаем, сколько марок в двух альбомах, то сможем ответить на вопрос задачи? (Да.)
- Запишите решение самостоятельно.
2. Решение примеров с комментированием.
- По мере продвижения в космическом пространстве мы встретили город Астроград. Это город будущего. Ученики этого города все работают на компьютерах. Но сейчас компьютеры не работают. Научим детей этого города решать примеры столбиком. Это очень удобно и легко.
124х3 57х4 235х2
421х2 97х5 321х3
3. Самостоятельная работа.
- Решите примеры самостоятельно.
1 вариант 2 вариант
175х3 96х5 327х2 81х7
165х4 93х5 271х3 69х4
Физкультминутка.
4. Составление и решение выражений.
- На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные сигналы. Телеграмму принимает радист.
(Один ученик получает карточку с математическими выражениями. Он диктует их, используя математическую терминологию.)
- Первый множитель 13, второй 7. Найдите произведение.
- Увеличь 300 в 3 раза.
- Найди сумму чисел 79 и 4.
- Во сколько раз 8 больше 4.
- Сумму чисел 80 и 20 уменьшить в 20 раз.
- Кто расшифровал слово? (Помогите.)
91 по |
79 ло |
900 мо |
56 ма |
30 ны |
330 ру |
83 ги |
29 ки |
2 те |
5. Самостоятельная работа.
- Ребята! Необходимо помочь одной планете. На этой планете воздух непригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли, в атмосфере тянутся дымовые хвосты. Что же случилось? На планете поселились космические пираты. А стали они пиратами потому, что не умеют решать задачи. Давайте поможем им и решим задачу самостоятельно.
Длина реки равна 72 километра. На протяжении шестой части реки вода непригодна для жизни рыб и земноводных. Сколько километров реки находится в экологически загрязнённом состоянии?
(Два ученика выполняют индивидуальную работу по карточкам.)
6. Устная работа.
- Теперь поработаем с сигнальными карточками и раскрасим планету
- Поставьте нужный знак.
3 дм 6см 40 см
54см 5м 04см синий >
100м 1км красный <
3м 303см зелёный =
- Мы с вами говорим на языке фантастики, но пытаемся решить проблемы, которые стоят перед нами сегодня. Жители планеты! Вы должны сохранить свою планету и сделать её ещё прекраснее. Что для этого нужно?
Прочитайте слова первого космонавта:
Земля наша голубая планета! И её надо беречь!
7. Решение примеров с комментированием.
- Космос это дорога без конца, но пора возвращаться домой, на Землю. Но мы сбились с пути. Исправьте ошибки, допущенные в вычислениях, и корабль восстановит свой маршрут.
225х3=665 183х2=266 48х3 124
8. Работа с перфокартами.
- Но что это? По дороге нас застал метеоритный дождь. Но он нам не страшен. Для того, чтобы спастись от дождя, заполните таблицу. Как называются компоненты при делении?
1 вариант
а |
|
28 |
24 |
|
63 |
в |
6 |
|
4 |
8 |
|
а:в |
7 |
4 |
|
6 |
9 |
2 вариант
а |
|
32 |
21 |
|
56 |
в |
9 |
|
3 |
5 |
|
а:в |
8 |
4 |
|
9 |
8 |
VI. Итог урока.
Из полёта возвратились.
Мы на Землю приземлились.
А чему мы научились?
VII. Домашнее задание.
- Составить задачу о космосе.
Литература.
1. Математика. М. И. Моро. С. И. Волкова. Москва. Просвещение. 2006 г
2. В. Волина. Праздник числа. Издательство Знание. Москва. 1993 г.
3. Журнал Начальная школа. №3 2005 год.