Космическое путешествие

Урок систематизации и обобщения изученного по теме «Наречие»

7 класс

 

Цель:

-         обобщить теоретические и практические знания детей о наречии;

-         усвоить грамматико-стилистическую норму употребления наречий в речи;

-         развивать внимание, зрительную память;

-         эстетическое воспитание детей.

 

Оборудование: раздаточный, иллюстративный материал, музыкальное сопровождение.

Ход урока

   Оргмомент. Звучит мелодия песни «Земля в иллюминаторе». Учитель объявляет, что музыка настраивает нас на увлекательное путешествие. И это не случайно, так как сегодня мы проводим урок – космическое путешествие по теме «Наречие». А наречие хорошо знать, можно всюду побеждать. Поэтому в сегодняшнем путешествии вы должны показать свои знания о наречии, проявить смекалку, чувство ответственности.

 Перед вами маршрутный лист, где указаны этапы нашего пути.

1.                 «Подготовка к полету» (актуализация знаний по теме)

- Прослушайте отрывок из поэмы О. Сулейменова «Земля, поклонись человеку». Выпишите из него наречия, докажите, что вы нашли слова именно этой части речи. Сделайте морфологический разбор одного из наречий.

 

Почему люди тянутся к звездам?

Почему в наших песнях

Герой – это сокол?

Почему все прекрасное,

Что он создал,

Человек, помолчав,

Называет Высоким?

Реки вспаивают поля,

Города над рекой –

В заре,

И, как сердце, летит Земля,

Перевитая жилами рек.

Нелегко проложить пути

До вчерашних туманных звезд,

Но трудней на земле найти

Путь,

Что в сердце своем пронес,

Что рекою прошел по Земле,

Что навеки связал города,

Что лучом бушевал во мгле,

Освещая твои года.

 

2.     «Взлет ракеты» (смысловые группы наречий)

-         На каждой парте находится рисунок, изображающий ракету-носитель. Ее корпус разделен на 6 отсеков. Мы совершим группровой полет космических кораблей на Луну. Чтобы старт прошел успешно, нужно вспомнить и назвать наречия образа действия, времени, места, причины, меры и другие. Ракета взлетит, если вы заполните ее наречиями разных смысловых групп.

 

Как только учащиеся заканчивают работу, включаю магнитофонную запись звука стартующей ракеты.

 

3.     «Работа на орбите». Члены экипажей наших кораблей берут картонные звездочки с загадочными лучами, на оборотной стороне лучей написаны наречия, образовать степени сравнения наречий.

 

 

4.     «Стыковка кораблей» (способы образования наречий)

- Заключительный этап стыковки включает в себя причаливание и соединение кораблей. Мы осуществим стыковку, если соединим части нескольких слов в одно и получим новое слово-наречие. От глагола поговорить взять приставку, от существительного космос – корень, от прилагательного синонимический – суффикс; существительное рука поставить во множественном числе и его окончание сделать суффиксом нового слова (по- космически).

    

5.     «Работа в открытом космосе» (синтаксическая роль наречий).

Учащиеся получают цветные картинки на космические темы: фантазия А.Леонова и А.Соколова «Космонавты за сваркой орбитальной станции завтрашнего дня», иллюстрации «Чудеса невесомости», «Человек на космической орбите», «Орбитальный космодром» и др. Задание: используя наречия, Ι- составить предложения, ΙΙ- связный текст, передающие содержание картинки, разобрать предложения с наречиями  по членам.

 

      6. «Возвращение на Землю» (повторение орфограмм, изученных по теме).

 - Это один из самых ответственных этапов полета. Чтобы ракета быстро и без препятствий возвратилась на Землю, необходимо правильно выполнить задание: по очереди бросая кубик, на гранях которого имеются цифры от 1 до 6, и подвигая свои фишки-корабли по трассе, нужно назвать и объяснить орфограммы в наречиях, вписанных в кружки.

 

7.     «Адаптация космонавтов» (объяснение домашнего задания). Учащиеся получают текст стихотворения «Я мечтаю»:

 

Я мечтаю о звездных полетах,

Намечаю маршруты путей,

Межпланетным я стану пилотом,

Только б вырасти мне поскорей.

Все о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звездам дорогу найду.

Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовет.

Знаю я, что минута настанет –

В дальний рейс поведу звездолет.

 

Сделать синтаксический разбор выделенного предложения, разобрать наречия как часть речи.

 

 

6. «Возвращение на Землю»

Овал:  
Прочь
                                                   ЛУНА

Овал:  
Торжественно
Овал:  
Заново
Овал:  
Нелепо
Овал:  
Настежь
Овал:  
Никогда
Овал:  
Отнюдь
не часто
Овал:  
По-летнему
Овал:  
Где-нибудь
Овал:  
Снова
Овал:  
Не весело, а грустно
Овал:  
Некогда

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

                                                                                                   

Овал:  
Увлекательно
Овал:  
Немало

  

 

 

 

 

 

 

 

 


 

                                                                                                ЗЕМЛЯ

     

                                                                                          

                                                                                 

 

  Литература:

Баранов М.Т. Русский язык. 7 класс.- М. «Просвещение».2007.

Фёдорова М.В. Изучение наречий в школе. – М. «Просвещение». 1992.

Сайт www.ed.gov.ru

                                                                                                 

НАЗАД

Используются технологии uCoz