Урок чтения. 3 класс
Тема: С. А. Есенин. лС добрым утром╗.
Цели.
1. Продолжить знакомство детей с творчеством С. А. Есенина. Обогащать словарный запас детей. Работать над выразительностью речи.
2. Развивать детское воображение, внимание, память.
3. Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.
Оформление: портрет С. А. Есенина, репродукции картин И. И. Шишкина лРожь╗, И. И. Левитана лЗолотая осень╗.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка целей урока.
III. Работа над темой урока.
1. Подготовка к восприятию текста.
- Ребята, представьте себе раннее летнее утро.
А я хочу на зорьке встать,
Солнце первой повстречать,
Крикнуть: лС добрым утром, солнце!╗
А оно мне улыбнётся.
- Давайте улыбнёмся и мы друг другу.
Солнцу и птицам,
Доброе утро вам Ц
Улыбчивым лицам.
- Представьте себе, что вы рано утром вышли на улицу и увидели это замечательное явление Ц восход солнца.
Какие образы возникают в памяти? Что вы себе представляете?
- Вот обо всём этом мы прочитаем в стихотворении.
- Стихотворение, с которым я хочу вас сегодня познакомить, называется лС добрым утром╗.
2. Знакомство с автором.
А написал это замечательное стихотворение русский поэт Сергей Есенин, который воспевал в своём творчестве русскую природу. Он даже сумел взять у природы черты своей внешности: чарующую синеву очей Ц у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы Ц у российских нив, мягкие кудри Ц у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины Ц глубокую и необъятную душу.
Эти волосы я взял у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи,
3. Чтение стихотворения учителем.
4. Проверка первичного восприятия.
- Что описывает поэт в стихотворении?
- Какие эпитеты использовал поэт, описывая природу? Запишите в тетрадь.
Звёзды - Е (золотые).
Берёзы - Е (сонные.)
Росы - Е (серебряные.)
- Объясните, если сможите, почему эти эпитеты очень удачны?
В природе очень тихо. Когда встаёт солнце, небо красное. Ещё не очень светло. Звёзды сверкают на небе, как золото. Берёзки ещё не проснулись, поэтому они сонные. Роса блестит, как серебро.
- Какое настроение передаёт поэт читателям?
(Радостное. лУлыбнулись сонные берёзкиЕ╗, лИ качаясь, шепчет шаловливоЕ╗
5. Словарная работа.
- Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.
(Затон, заводь, плетень, перламутр, брезжит.)
- Плетень Ц изгородь из прутьев ветвей.
Брезжит Ц слабо светится, распространяется слабый свет.
Затон Ц глубоко вдавшийся в сушу речной залив.
Заводь Ц большой естественный водоём, замкнутый в берегах.
Перламутр Ц ценное вещество с переливчатой окраской.
6. Работа над образностью речи.
- А что необычного вы увидели в стихотворении?
(Неживые предметы показаны автором, как живые существа.)
- Вспомните, как называется такой литературный приём?
(Олицетворение Ц это наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.)
- Какую берёзку увидел поэт? Опишите её, наделяя человеческими качествами.
(Она как девочка с косичками.)
- Что вы можете сказать про звёзды?
(Звёзды устали светить. Им хочется скорей заснуть.)
- А как выглядит крапива?
(Она нарядилась, как на праздник.)
- Обратите внимание, что автор употребил слово обрядилась, то есть надела даже лишние украшения. Поэт применяет для образности речи и приём сравнения. Подумайте и выполните задания в тетради.
Затон, какЕ(зеркало).
Небо, как Е ( сетка).
- Объясните, на основе какого сходства происходит сравнение?
(Поверхность воды отражает предметы так же, как зеркало.
На небе ещё видны звёзды, и небо похоже на сеточку.)
Да, чтобы увидеть такую красоту, надо быть очень внимательным и любить природу.
7. Работа над выразительностью чтения.
- Теперь, когда нам понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно. Обратите внимание на то, какие звуки слышал поэт.
(Шелест серёжек. Шёпот крапивы.)
- Как надо читать это место? А как будем читать в конце стихотворения? Почему?
(Читать надо спокойно, не торопясь. А в конце нужно читать громче, так как всё просыпается.)
IV. Итог урока.
- Поэт обладает даром через слово давать яркие образы. А нам надо учиться быть внимательнее и замечать необычное в обычном. Послушайте слова замечательного писателя М. М. Пришвина.
(Звучит музыка Э. Грига лУтро╗.)
лВставай же, друг мой! Солнечное росистое утро, как неоткрытая земля. Утро такое единственное, никто ещё не встречал, никто ещё не видел. Вставай же, друг мой! Будь смелей, помогай солнцу╗.
Литература.
1. лРодная речь╗. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Москва. лПросвещение╗. 2006 г.
2. Журнал лНачальная школа╗ №2 2006 г.
3. лТолковый словарь русского языка╗. В. Даль. Москва лЭКСМО╗. 2006 г.