Урок  чтения. 3 класс

Тема:   С. А. Есенин. лС добрым утром╗.

 

Цели.

1. Продолжить знакомство детей с творчеством С. А. Есенина. Обогащать словарный запас детей. Работать над выразительностью речи.

2. Развивать детское воображение, внимание, память.

3. Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.

 

Оформление: портрет С. А. Есенина, репродукции картин  И. И. Шишкина лРожь╗, И. И. Левитана лЗолотая осень╗.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

 

II. Постановка целей урока.

 

III. Работа над темой урока.

1.  Подготовка к восприятию текста.

- Ребята, представьте себе раннее летнее утро.

А я хочу на зорьке встать,

Солнце первой повстречать,

Крикнуть: лС добрым утром, солнце!╗

А оно мне улыбнётся.

 

- Давайте улыбнёмся и мы друг другу.

Доброе утро! Ц

Солнцу и птицам,

Доброе утро вам Ц

Улыбчивым лицам.

 

- Представьте себе, что вы рано утром вышли на улицу и увидели это замечательное явление Ц восход солнца.

Какие образы возникают в памяти? Что вы себе представляете?

 

- Вот обо всём этом мы прочитаем  в стихотворении.

 

- Стихотворение, с которым я хочу вас сегодня познакомить, называется лС добрым утром╗.

 

2. Знакомство с автором.

А написал это замечательное стихотворение русский поэт Сергей Есенин, который воспевал в своём творчестве русскую природу. Он даже сумел взять у природы черты своей внешности: чарующую синеву очей Ц у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы Ц у российских нив, мягкие кудри Ц у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины Ц глубокую и необъятную душу.

Эти волосы я взял у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи,

Я нисколько не чувствую болиЕ

 

3. Чтение стихотворения учителем.

 

4. Проверка первичного восприятия.

- Что описывает поэт в стихотворении?

- Какие эпитеты использовал поэт, описывая природу? Запишите в тетрадь.

Звёзды - Е (золотые).

Берёзы -  Е (сонные.)

Росы - Е (серебряные.)

- Объясните, если сможите, почему эти эпитеты очень удачны?

В природе очень тихо. Когда встаёт солнце, небо красное. Ещё не очень светло. Звёзды сверкают на небе, как золото. Берёзки ещё не проснулись, поэтому они сонные. Роса блестит, как серебро.

- Какое настроение передаёт поэт читателям?

(Радостное. лУлыбнулись сонные берёзкиЕ╗, лИ качаясь, шепчет шаловливоЕ╗

 

5. Словарная работа.

- Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.

(Затон, заводь, плетень, перламутр, брезжит.)

- Плетень Ц изгородь из прутьев ветвей.

Брезжит Ц слабо светится, распространяется слабый свет.

Затон Ц глубоко вдавшийся в сушу речной залив.

Заводь Ц большой естественный водоём, замкнутый в берегах.

Перламутр Ц ценное вещество с переливчатой окраской.

 

6. Работа над образностью речи.

- А что необычного вы увидели в стихотворении?

(Неживые предметы показаны автором, как живые существа.)

 

- Вспомните, как называется такой литературный приём?

(Олицетворение Ц это наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.)

 

- Какую берёзку увидел поэт? Опишите её, наделяя человеческими качествами.

(Она как девочка с косичками.)

 

- Что вы можете сказать про звёзды?

(Звёзды устали светить. Им хочется скорей заснуть.)

 

- А как выглядит крапива?

(Она нарядилась, как на праздник.)

 

- Обратите внимание, что автор употребил слово обрядилась, то есть надела даже лишние украшения.  Поэт применяет для образности речи и приём сравнения. Подумайте и выполните задания в тетради.

Затон, какЕ(зеркало).

Небо, как Е ( сетка).

- Объясните, на основе какого сходства происходит сравнение?

(Поверхность воды отражает предметы так же, как зеркало.

На небе ещё видны звёзды, и небо похоже на сеточку.)

 

Да, чтобы увидеть такую красоту, надо быть очень внимательным и любить природу.

 

7. Работа над выразительностью чтения.

- Теперь, когда нам понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно. Обратите внимание на то, какие звуки слышал поэт.

(Шелест серёжек. Шёпот крапивы.)

 

- Как надо читать это место? А как будем читать в конце стихотворения? Почему?

(Читать надо спокойно, не торопясь. А в конце нужно читать громче, так как всё просыпается.)

 

IV. Итог урока.

- Поэт обладает даром через слово давать яркие образы. А нам надо учиться быть внимательнее и замечать необычное в обычном. Послушайте слова замечательного писателя М. М. Пришвина.

(Звучит музыка Э. Грига лУтро╗.)

лВставай же, друг мой! Солнечное росистое утро, как неоткрытая земля. Утро такое единственное, никто ещё не встречал, никто ещё не видел.  Вставай же, друг мой! Будь смелей, помогай солнцу╗.

 

 

Литература.

1. лРодная речь╗.  Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Москва. лПросвещение╗. 2006 г.

2. Журнал лНачальная школа╗  №2 2006 г.

3. лТолковый словарь русского языка╗. В. Даль. Москва  лЭКСМО╗. 2006 г.

НАЗАД

Используются технологии uCoz