Цели:
Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет М. Пришвина, рисунки детей.
Тип урока: закрепление материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.
III. Работа над содержанием произведения.
1. Литературный диктант.
1. В каком году была написана
сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование лКладовой солнца╗? (Разведчики болотных
богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)
2. Проверка домашнего задания (Читают составленный дома план).
3. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.
лОни были очень милыеЕ╗
лЕдосталось, однако, детишкам бедным и большая заботаЕ╗
лНо очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научилисьЕ╗
лИ какие это были умненькие детишки!╗
лНе было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы╗
_ Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.
лТочно так же, как и покойная
матьЕ╗
лМитраша выучился у отцаЕ╗
лОн (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянкиЕ╗
л- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.
-А как же?- ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?╗
л- Ты это помнишь, - сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюквеЕ╗
- Прочитайте начало отрывка лЕль и сосна╗Е
- Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.
- Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).
- Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?
(Деревья зарычали, завыли, застонали).
- И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:
(Трава белоус показывала направление обхода елани)
- Как же дети ведут себя в лесу?
л Было совсем тихо в природе и
дети, озябшие, до того были тихиЕ╗
л Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут
первые лучи солнца╗.
лНеподвижные сидели на камне╗.
- Остановимся на эпизоде лСпор детей
о дороге╗, выясним, как себя ведёт каждый из них.
- Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
- Почему Митраша становится пленником болота?
- Давайте прочитаем лзагадочные╗ слова мудрого лесника Антипыча.
лЕХодите вы, ребята, одетые и обутыеЕ╗
- Что не договаривал лесник?
л Не знавши броду не лезьте в воду╗.
- Как понимаете эти слова?
- Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?
(Предупреждение Насти и трава белоус).
- Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.
лЕИ маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движенияЕ╗
- Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок лЛесные ягоды╗, и нам станет понятно, что Пришвин подбирает лласковые слова╗, чтобы передать ласковое отношение к при роде.
- Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?
(Её охватывает жадность)
- Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.
лОткуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?╗ - с упрёком спрашивает Пришвин.
- Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)
- Что же Насте представилось?
Ебудто это она там, на пнеЕ
- Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиямиЕ(больным детям отдала всю целебную ягоду).
Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека.
- Настя кричала, Митраша слышал её крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? (Порыв ветра унёс крик в другую сторону).
- Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани. (Убил волка).
- Как же вели себя соседи, когдау3слышали рёв голодной скотины?
- Чему удивились все?
- Как теперь стали называть лмужичка в мешочке╗? (Героем).
- Теперь осталось сказать, кто же такие рассказчики. Прочитайте.
IV. Вывод.
- Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - лмудрый хозяин╗.)
Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь).
V. Домашнее задание:
1. Подумайте, почему лКладовая
солнца╗ называется сказкой-былью?
2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
3. Нарисовать иллюстрации лУ лежачего камня╗, лЕль и сосна на Блудовом болоте╗.
Литература:
Полухина В.П., Коровина В.Я. Литература 6 класс. Ц М. лПросвещение╗. 2006.
Сайт www.ed.gov.ru