Урок литературы в 6 классе по теме: л"Анализ произведения М. Пришвина "Кладовая солнца"╗

Цели:

Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет М. Пришвина, рисунки детей.

Тип урока: закрепление материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.

III. Работа над содержанием произведения.

1. Литературный диктант.

1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование лКладовой солнца╗? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

2. Проверка домашнего задания (Читают составленный дома план).

3. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.

лОни были очень милыеЕ╗
лЕдосталось, однако, детишкам бедным и большая заботаЕ╗
лНо очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научилисьЕ╗
лИ какие это были умненькие детишки!╗
лНе было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы╗

_ Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.

лТочно так же, как и покойная матьЕ╗
лМитраша выучился у отцаЕ╗
лОн (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянкиЕ╗
л- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.

-А как же?- ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?╗

л- Ты это помнишь, - сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюквеЕ╗

- Прочитайте начало отрывка лЕль и сосна╗Е

- Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.

- Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).

- Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?

(Деревья зарычали, завыли, застонали).

- И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:

(Трава белоус показывала направление обхода елани)

- Как же дети ведут себя в лесу?

л Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихиЕ╗
л Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца╗.
лНеподвижные сидели на камне╗.

- Остановимся на эпизоде лСпор детей о дороге╗, выясним, как себя ведёт каждый из них.
- Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
- Почему Митраша становится пленником болота?
- Давайте прочитаем лзагадочные╗ слова мудрого лесника Антипыча.

лЕХодите вы, ребята, одетые и обутыеЕ╗

- Что не договаривал лесник?

л Не знавши броду не лезьте в воду╗.

-  Как понимаете эти слова?
- Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?

(Предупреждение Насти и трава белоус).

- Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.

лЕИ маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движенияЕ╗

- Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок лЛесные ягоды╗, и нам станет понятно, что Пришвин подбирает лласковые слова╗, чтобы передать ласковое отношение к при роде.

- Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?

(Её охватывает жадность)

- Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.

лОткуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?╗ - с упрёком спрашивает Пришвин.

- Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)

-  Что же Насте представилось?

Ебудто это она там, на пнеЕ

- Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиямиЕ(больным детям отдала всю целебную ягоду).

Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека.

- Настя кричала, Митраша слышал её крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? (Порыв ветра унёс крик в другую сторону).

- Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани. (Убил волка).

- Как же вели себя соседи, когдау3слышали рёв голодной скотины?

- Чему удивились все?

- Как теперь стали называть лмужичка в мешочке╗? (Героем).

- Теперь осталось сказать, кто же такие рассказчики. Прочитайте.

IV. Вывод.

- Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - лмудрый хозяин╗.)

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь).

V. Домашнее задание:

1. Подумайте, почему лКладовая солнца╗ называется сказкой-былью?
2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
3. Нарисовать иллюстрации лУ лежачего камня╗, лЕль и сосна на Блудовом болоте╗.

 

Литература:

Полухина В.П., Коровина В.Я. Литература 6 класс. Ц М. лПросвещение╗. 2006.

Сайт www.ed.gov.ru

 

НАЗАД

Используются технологии uCoz