Тема: Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]. 1 класс

Цели.

1. Познакомить учащихся с буквами И, и, обозначающими гласный звук [и]. Учить видеть позиционные изменения согласных звуков:  твёрдые мягкие согласные.

2. Развивать фонематический слух, зрительную память, внимание.

3. Воспитывать интерес к чтению, русскому языку.

 

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

1). Чем похожи и чем отличаются пары слов?

       Сом сам         дом дам                том там

 

2). В чем особенность этой пары слов?

       Окуни - окуни

 

3). Повторение изученного.

- Какой бывает наша речь?

- Что мы произносим, когда говорим?

- Как мы обозначаем звуки на письме?

- На какие две группы делятся все звуки?

- С какими буквами мы познакомились?

 

Физкультминутка.

 

III. Работа над темой урока.

1). Знакомство со звуком [и].

- Какой одинаковый звук слышится в словах:

  пилот, ива, иглы, аист, ирис?

 

2). Слого звуковой анализ слова.

    И гол ка

- Сколько слогов в слове?

- Какой первый слог? Какой второй? Назовите третий слог.

 

3). Знакомство с буквами И, и.

     Молоток я раздобыл,

     Из дощечек букву сбил.

-         Сколько здесь дощечек?

-         Три!

-         А какая буква?

-         И!

 

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Сверху вниз его тянула

К правой ножке пристегнула.

 

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

 

 

- Скажите, как звучат согласные звуки в слогах:

МИ, ЛИ, ПИ, ТИ, НИ, КИ?

- Какой вывод можно сделать?

 

Физкультминутка.

 

4). Игра Кто внимательный?

- Назовите имя девочки.

Имя девочки сложено из последних звуков названий следующих предметов:  грабли, шар, астра.   (Ира).

 

- Узнайте звук.

Встаньте, если услышите звук [и] в словах:   ель, йод, здравствуйте, ива, индюк, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.

 

- Где звук?

Определите позицию звука [и] в словах:  Лиза, грабли, аист, Инга, кит, Иван, вилка, лоси, иней.

 

5). Составление рассказа по иллюстрации.

- К какой сказке сделана иллюстрация?

- Проведем анализ предложения:

Иван Царевич ищет невесту.

 

6). Работа с пословицами.

- Чему учат нас эти пословицы?

- Подчеркните в словах букву И.

 

Физкультминутка.

 

7). Чтение стихотворения Ива.

- О каком дереве говорится в стихотворении?

- Где растёт это дерево?

- Подчеркните в словах букву И.

 

8) Беседа о школе.

-         Куда мама собирает сына?

-         Как вы думаете, что она ему говорит?

-         Какие школьные принадлежности мальчик взял с собой?

-         Как нужно обращаться со школьными принадлежностями?

 

- Отгадайте загадки:

Если ей работу дашь

Зря трудился карандаш.       (Стёрка.)

 

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь:

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?   (Карандаш.)

 

Грамоты не знаем,

А весь век пишем.    (Ручка.)

 

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита.     (Книга.)

 

- В каких ответах встретился звук [и]?

- Определите позицию звука [и].

 

 

IV.         Закрепление изученного.

- С какой буквой познакомились?

- Какой звук она обозначает?

- А сейчас мы с вами поиграем в игру Доскажите словечко.

Как это скучно

Сто лет без движенья

В воду глядеть

На своё отраженье.

Свесила ветки с обрыва

Такая грустная ( ива.)

 

Не колючий,

Светло синий,

По кустам развешан (иней.)

 

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьёт, зашивает и колется колко.

А называют кораблик (иголка.)

 

Буду мастером таким,

Как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы,

Красить двери и полы.

А пока сестре Танюшке

Сам я делаю (игрушки.)

 

V.              Итог  урока.

-         Что нового узнали на уроке?

-         Молодцы!  Вы очень хорошо поработали на уроке.

Литература.

1. Русская азбука. Москва Просвещение. 2006 г.

2. Занимательное Азбуковедение. В. В. Волина. Москва Просвещение.  1991 г.

НАЗАД

Используются технологии uCoz